Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Статья 156 УК РФ

Декларативные положения о защите детства и семьи сконцентрированы в ст.38 Конституции 1993 года. Предписания ст.54 Семейного кодекса 1995 года гарантируют ребенку возможность получить полноценное и, по возможности, семейное воспитание. Эта статья также обязывает родителей и других участников семейных правоотношений уважать человеческое достоинство детей, обеспечивать им всестороннее развитие.

Существование семейно-правовой ответственности дискуссионно. Однако возможность ограничения семейной правоспособности нерадивого родителя/усыновителя/опекуна отрицать невозможно. Среди прочего, такое ограничение осуществляется путем лишения родительских прав, отмены усыновления или прекращения опеки.

Неисполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних формирует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.35 КоАП 2001 года. В частности, речь идет об:

  • отказе от приобретения необходимых одежды и обуви;
  • не привитии ребенку навыков адекватного поведения в обществе;
  • отсутствии гигиенического ухода за малышом.

Возможность привлечения к уголовной ответственности существует только если неисполнение обязанностей по воспитанию сопровождалось жестоким обращением с несовершеннолетним.

Горячая линия с юристом.

Объект преступления

Наказание за не выполнением обязанностей при воспитании ребенка.Текстуально ст.156 размещена в гл.20 раздела VII Уголовного кодекса РФ. Поэтому очевидно, что родовым объектом рассматриваемого преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и социализацию личности. Тогда видовым объектом следует считать семейные устои, а также интересы несовершеннолетних.

Основным непосредственным объектом деяния, оговоренного статьей 156 УК РФ, признаются общественные отношения, связанные с обеспечением полного и всестороннего развития ребенка. Неисполнением семейных обязательств грубо нарушаются права несовершеннолетних на воспитание, необходимое для нормального физического, психоэмоционального, интеллектуального развития.

Ввиду того, что рассматриваемое преступление зачастую совершается с применением насилия, его дополнительным объектом может выступать физическое и психическое здоровье потерпевшего.

Общественная опасность деяния

Детство и подростковый возраст исключительно важны для становления личности. В этот период закладываются основы мировоззрения, происходит формирование характера, взглядов, наклонностей. Подвергшиеся насилию дети рискуют вырасти озлобленными, мстительными и агрессивными.

Общественная опасность деяния, предусмотренного ст.156 УК РФ, заключается в совершении людьми, которые должны были воспитывать ребенка и блюсти его интересы. Мало того, что они должным образом не исполняли специально возложенных на них обязательств, так они, к тому же, допустили жестокое обращение с подопечным.

Объективная сторона

Юридическая конструкция ст.156 УК РФ подразумевает возможность привлечения к ответственности за:

  • активные действия – применение запрещенных законодательством и морально неприемлемых методов воспитания и форм обращения с ребенком;
  • пассивное бездействие: неприменение надлежащих форм, способов, методов воспитания.

Распространенные способы совершения рассматриваемого преступления:

  • сознательное не предоставление или предоставление в ненадлежащем объеме материальных благ, необходимых для нормального развития ребенка как-то достаточное питье, качественная пища, гигиенический уход, одежда по сезону, адекватная медицинская помощь;
  • не создание условий, необходимых для нормального умственного и психоэмоционального развития;
  • не обеспечение возможностей для обучения, общения с родственниками и сверстниками;
  • поведение, наносящее реальный или потенциальный вред нормальному психическому развитию: совершение аморальных поступков, злоупотребление спиртным в присутствии ребенка;
  • запирание в закрытом помещении, связывание, притягивание к неподвижному предмету;
  • позорящие, унижающие достоинство ребенка действия, физические наказания либо угроза их применения;
  • допущение физического, психического и сексуального насилия над ребенком со стороны третьих лиц (отчима, мачехи) либо домашнего животного;
  • эксплуатация ребенка, выходящая за рамки исполнения обычных бытовых обязанностей, понуждение к заработку денег, в том числе – путем попрошайничества, краж.

Жестокость – ключевая характеристика объективной стороны

Наказание по УК РФ.Активное действие либо бездействие родителя/опекуна/педагога подлежит уголовно-правовой квалификации только когда сопряжено с жестоким обращением. Судебная практика применения ст.156 УК РФ свидетельствуют о наличии сложностей трактования оценочной категории «жестокое обращение».

Ее определение в отечественном законодательстве отсутствует. Не содержат его и международно-правовые акты, в том числе – Конвенция о правах ребенка 1989 года. Последняя лишь предписывает странам-участницам всеми возможными способами обезопасить детей от насилия, оскорблений, разного рода злоупотреблений и эксплуатации.

Термин «жестокое обращение с детьми» впервые употреблен в Кодексе о браке и семье 1968 года, в впервые раскрыт – в п.11 Постановления ВС РФ 1998 года «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Существо уголовно-правового значения содержания этого понятия в России никогда не раскрывалась.

Пленумом ВС РФ установлено, что под жестокостью следует понимать:

  • физическое и психическое насилие;
  • покушение на половую неприкосновенность;
  • применение грубых, пренебрежительность, оскорбляющих способов воспитания;
  • эксплуатацию.

Обычно ст.156 УК РФ вменяется только лицам, жестокость по отношению к ребенку для которых стала осознанной системой, линией поведения. Единичные случаи физического или психического насилия ответственности по ст.156 УК не влекут.

Пример: Президиум Кировского облсуда отменил приговор относительно педагога Т. Последняя, будучи возмущена нарушением учебной дисциплины, дала пощечину своему ученику К., а его одноклассника М. вытолкала из класса, пнув ногой. Апелляционный суд указал, что в отношении обоих детей Т. допустила одиночный случай ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, сопряженный с жестокостью. Поэтому ее действия могут квалифицироваться только как преступления против здоровья.

Проявлением систематической жестокости следует считать такие формы поведения как:

  • побои, порки, таскания за волосы, болезненные связывания;
  • истязания: причинение боли щипанием, сечением, имитацией удушения, прижиганием сигаретой;
  • обзывания с использованием ненормативной лексики, насмешки над недостатками и пороками ребенка;
  • применение унизительных публичных наказаний;
  • угрозы типа «голову оторву», «глаза повыкалываю»;
  • действия, направленные против половой неприкосновенности.

Возможность квалификации таких насильственных действий по ст.156 УК РФ поставлена под условие их соединения с воспитательным процессом.

  • Если такая связь отсутствует, виновный привлекается к ответственности только по статьям о преступлениях против личности.
  • Если связь есть, квалифицировать деяния следует по совокупности.

Комментарии по этому поводу разняться. Думается, что квалифицировать по совокупности с деянием, предусмотренным ст.156 УК РФ, необходимо только преступления, наказуемость которых строже.

Субъективные признаки

В большинстве случаев к уголовной ответственности за бездеятельность (пассивность) могут привлекаться только лица, которым определенная деятельность (активное поведение) вменена в обязанность в силу социального статуса.

Один из конструктивных признаков состава преступления, – специальный субъект. Виновными по ст.156 УК РФ может признаваться:

  • родитель;
  • усыновитель;
  • опекун/попечитель;
  • педагог, в том числе – воспитатель, учитель;
  • работник лечебного учреждения, к числу трудовых обязанностей которого относится надзор за детьми.

Пример: Б., будучи лишенной родительских прав по отношению к сыну К., фактически продолжала проживать вместе с ним и своей матерью (бабушкой и опекуном К.). Находясь в состоянии опьянения, она регулярно применяла к ребенку физические наказания в виде лишения сна, воды и пищи. Иногда Б. выставляла К. на мороз без теплой одежды.

Комментарий: поскольку Б. лишена родительских прав, ее правовая связь с Б. прекращена и обязанности по его воспитанию Б. более не вменяются. Поэтому к ответственности по ст.156 УК РФ. привлечь ее невозможно. Однако, ей должно вменить преступления против личности. В свою очередь, ст.156 УК может быть вменена бабушке, которая, будучи опекуном, не защитила ребенка от такого обращения со стороны биологической матери.

Субъективная сторона

Характеризуется прямым умыслом. Родители или другое специально уполномоченное на воспитание несовершеннолетнего лицо должно осознавать, что исполняет обязанности ненадлежащим образом и, при этом, применяет жестокость.

В быту признаком жестокости считают получение удовольствия от причинения страданий ребенку (садизм). Однако, в пределах правоприменительной практики по ст.156 УК РФ такой подход неприемлем. Виновный может действовать жестоко в целях назидания или запугивания, а не только для удовольствия.

Установление наличия жестокости во многом зависит от позиции оценивающего, уровня его интеллектуального и духовного развития, семейных и национальных традиций. Вменение ст.156 УК РФ возможно и в случае, если субъект уверен, что его воспитательные методы правильны.

Ответственность

Совершения рассматриваемого деликта наказуемо:

  • штрафом до 100 тыс. руб. либо в размере годового дохода;
  • работами:
    • обязательными – до 440 часов;
    • исправительными – до 2-ух лет;
    • принудительными – до 3-х лет.
  • лишением свободы до 3-х лет.

Два последних наказания могут быть сопряжены с запретом заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

Видео: Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: