Пошаговая инструкция ликвидации предприятия по закону

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с некоторыми рисками и проблемами. Иногда, дело доходит до того, что единственным правильным решением является ликвидация предприятия. Это происходит в тех случаях, когда организация перестает приносить доход, а само ее существование считается нецелесообразным. Ликвидация бывает принудительная и добровольная. И если при принудительной ликвидацию предписывает решение суда, то в случае добровольной решение принимает владелец. Сама процедура заключается в занесении соответствующей записи в специальный реестр. Вроде бы ничего сложного, но есть ряд особенностей проведения данной процедуры, которые необходимо учитывать.

Порядок добровольной ликвидации предприятия по закону

Порядок добровольной ликвидации предприятияПроцесс ликвидации предприятия состоит из нескольких основных этапов, которые охватываю практически все возможные вопросы:

  1. Первым этапом является принятие решения о ликвидации и дальнейшее формирование специальной комиссии. Решение должно быть принято всеми учредителями единогласно. Оно оформляется в виде специального протокола. Ликвидационная комиссия  назначается из числа учредителей, бухгалтеров и юристов предприятия. Иногда, в комиссию могут входить другие квалифицированные сотрудники. Данные каждого участника заносятся в протокол. Из числа участников комиссии должен быть назначен руководитель, который будет заниматься инициированием процедуры.
  2. После принятия решения о ликвидации, комиссия должна в течение 3-х дней уведомить о начале процесса ИФНС. Вместе с уведомлением  направляется протокол собрания комиссии. Налоговая служба  обязана в течение 5 дней внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ.
  3. Очень важным этапом при ликвидации является своевременное уведомление сотрудников о предстоящем увольнении. Уведомление должно быть направлено в письменной форме каждому сотруднику не позднее, чем за 2 месяца до увольнения. Помимо уведомления сотрудников, необходимо направить документ в службу занятости. В этом документе указываются основные данные о сотрудниках, включая информацию о квалификации и заработной плате.
  4. При увольнении предприятие обязано произвести с сотрудниками полный расчет, а также выделить им выходное пособие в размере одной месячной зарплаты.
  5. После получения документов о ликвидации, налоговые органы могут начать проверку предприятия. К этому лучше быть готовым заранее. Уполномоченные лица имеют право прибыть на предприятие и проверить основные документы. Стоит отметить, что данная процедура не является обязательной и проводится далеко не во всех случаях. Так или иначе, если проверка состоится, необходимо подождать ее окончания, и только потом продолжить процесс ликвидации.
  6. Следующим этапом является составление промежуточного ликвидационного баланса. В него должны входить необходимые данные о имущественном положении организации, включая кредитные отношения. Документ должен быть принят комиссией, а затем передан в налоговую службу вместе с нотариально заверенным уведомлением.
  7. Если после составления баланса, никаких налогооблагаемых процедур проведено не было, то он считается окончательным и может послужить основой для налоговой декларации.
  8. Последним этапом считается распределение оставшихся активов предприятия между учредителями.
Горячая линия с юристом.

Как итог всех этих этапов, в налоговую инспекцию подается полный пакет документов:

  • заявление;
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • протокол ликвидационной комиссии.

Иногда могут потребоваться и другие документы, однако это уже будет специфическими особенностями конкретного предприятия.

Как правильно ликвидировать предприятие с долгами

Если предприятие на момент ликвидации имеет какие-либо задолженности, к основным этапам прибавятся дополнительные. Прежде всего, такое предприятие должно опубликовать в «Вестнике государственной регистрации» информацию о грядущей ликвидации. В нем же указывается на то, что кредиторы могут выдвинуть свои требования в течение 2-х месяцев. Срок может меняться, но не должен быть меньше.

Не лишним будет индивидуальное уведомление кредиторов, чтобы быть уверенным в законности действий.

При наличии претензий со стороны кредиторов и выдвинутых требований, комиссия принимает соответствующее решение. Сами требования, а также принятые решения должны быть занесены в промежуточный ликвидационный баланс.

В некоторых случаях, организация может иметь задолженности сразу перед несколькими лицами. Законодательство предписывает следующий порядок расчета:

  1. возмещение морального или физического вреда гражданам;
  2. расчет с работниками;
  3. долги перед бюджетом и другими фондами;
  4. остальные задолженности.

Денежных средств предприятия может не хватить для расчета со всеми кредиторами. В этом случае предприятие будет обязано продать свое имущество или начать процедуру банкротства.

Реорганизация организации, как способ ликвидации

Прекращение деятельности предприятия чаще всего связывают с его ликвидацией. Но осуществить это прекращение можно еще и при помощи реорганизации. Причем к этому способу прибегают довольно часто, так как он значительно экономит время и средства участников. Реорганизация может быть проведена в нескольких формах: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Чаще всего встречаются слияние и присоединение.

Слияние заключается в том, что две или несколько организаций одновременно проходят процедуру ликвидации, а затем преобразуются в единое новое предприятие. Все обязательства ликвидированных фирм переходят новому образованию. Таким образом, все долги также остаются за ним.

Присоединение подразумевает включение одного предприятия в состав другого. Причем, первое в данном случае прекращает деятельность, а второе перенимает все существующие обязательства.

Реорганизация имеет ряд преимуществ, по сравнению с ликвидацией, главным из которых является меньшая трудоемкость процесса.

Увольнение работников

Увольнение работников при ликвидации происходит после своевременного уведомления за 2 месяца. Уведомление должно передаваться в письменном виде под роспись. В уведомлении указывается причина увольнения, а также все обязательства работодателя перед работниками. Главным обязательством является полный расчет и выплата выходного пособия.

Как писалось выше, обязательно в этом случае необходимо передать документы в центр занятости населения.

Сдача документов в архив

После завершения процедуры ликвидации, глава комиссии обязан сдать необходимые документы в архив. Для этого с архивом заключается специальный договор, в котором прописываются сроки хранения, правила выдачи и т.д. Собственником документов считается предприятие, которое и оплачивает хранение..

Для передачи документов, необходимо сначала провести ряд подготовительных мероприятий, направленных на определение ценности бумаг.

В архив сдаются следующие документы:

  • бумаги, предназначенные для постоянного хранения;
  • документы по сотрудникам предприятия на срок до 75 лет;
  • дополнительные бумаги на срок до 10 лет.

К дополнительным относят документы по бухгалтерии, налогам, банкротству и т.д.

Стоимость услуги при ликвидации предприятия

Ликвидация предприятия является весьма непростой процедурой. Нередко собственники обращаются к специальным организациям, оказывающим помощь в этом деле. Средняя цена на подобные услуги составляет 20 000 рублей. Специалисты разработают пошаговую инструкцию и будут сопровождать во время ее осуществления. В случае самостоятельного проведения процедуры расходы будут лишь на оплату государственной пошлины в размере 4000 рублей. Помощь в реорганизации обойдется примерно в 60 000 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: