Тахограф – это оборудование для проведения контрольных измерений целого ряда показателей при движении автомобиля. Обычно его устанавливают на фуры дальнобойщиков и пассажирские автобусы, совершающие междугородние рейсы. Ближайшим аналогом того, что такое тахограф на грузовые автомобили, может послужить черный ящик на летательных аппаратах. Рассмотрим назначение и правила использования прибора.
Назначение оборудования
На современном рынке грузоперевозок и транспортного сообщения действует немало регламентов, призванных упорядочить работу предприятий с целью, прежде всего, повышения безопасности дорожного движения. Выполнение этой цели рождает целый перечень бюрократических ограничений и нормативов. Устройство призвано контролировать их выполнение, потому что прибор не только учитывает отдельные параметры, но и сохраняет информацию для контрольных служб.
Итак, тахограф, что это такое? Он обладает следующими назначениями:
- Производит четкую фиксацию пробега автомобиля и скорости движения, гораздо более точную, чем обычный спидометр. В частности, устройство может учитывать детальную геометрию колеса, что детализирует показатели пройденного километража.
- Аппарат осуществляет шифровку данных, которые не поддаются коррекции. Поскольку водитель не может подделать результаты измерений, данные с тахокарт рассматриваются как неопровержимые улики при ДТП, гораздо более ценные, чем даже фото материалы. Это позволяет защититься от субъективных обвинений и человеческого фактора при общении с полицейскими.
- Для менеджмента предприятия устройство играет крайне важную роль, так как позволяет вычислять время работы сотрудников, соблюдение ими техники безопасности, периодичности отдыха и так далее. Данные с оборудования позволяют объективно начислить сумму заработка при повременной оплате труда вплоть до минуты.
- Если включить определенную программу, инструмент сможет не просто контролировать движение, но и активировать отдельные узлы на определенной скорости или с учетом пройденного расстояния.
Таким образом, существует целый перечень назначений, для чего нужен тахограф. Функциональность современного оборудования дополняется простотой в эксплуатации и компактными размерами.
Устройство и виды
Внешне устройство выглядит как обычная магнитола. В стандартный набор компонентов оборудования входят:
- электронный дисплей с кнопками управления;
- устройство для записи информации;
- модем, работающий на основе системы ГЛОНАСС и тахограф, оснащенный GPS;
- датчик движения;
- модуль памяти;
- модуль авторизации.
Существуют аналоговые аппараты с тахокартами в форме диска и современные многофункциональные цифровые тахографы.
Управление оборудованием осуществляется при подключении к нему пластиковой карты с электронным чипом. Внешне карта водителя на тахограф напоминает сим-карту телефона. Однако современные устройства защищены гораздо эффективнее, что исключает вероятность подделки и проникновения в систему несанкционированного пользователя. Разновидности чипов зависят от цели использования:
- Карточка водителя служит для его авторизации. Перед рейсом сотрудник транспортной компании вставляет свою карту в слот устройства и приступает к работе. Каждый чип предоставляется только одному водителю. Это очень важно, ведь на него ведется запись всех нарушений, и при подмене тахокарт невиновного человека может ждать ответственность.
- Карту контролера предназначают для съема информации из базы данных. Таким оборудованием могут пользоваться проверяющие структуры или менеджмент самого предприятия с целью контроля своего персонала. Контролирующие структуры не имеют доступа к маршрутам передвижения машин. Чипы менеджмента обладают большим функционалом. Например, через них можно заблокировать доступ к определенным сведениям или произвести настройку оборудования.
- Сервис-карты служат для технического обслуживания оборудования и изменения настроек. Работа производится в лицензированных центрах при соблюдении гарантии защиты персональных данных.
Несмотря на функциональность тахографа, подобные бортовые компьютеризированные системы крайне просты в управлении.
Эксплуатация тахографа
Как пользоваться устройством:
- Перед началом движения водителю следует вставить в устройство свою персональную карту чипом вверх. Если все получится, дисплей отобразит ФИО водителя и любую другую информацию о нем. При неполадках карта выйдет наружу, как при пользовании банкоматом.
- Первые действия водителя при включении оборудования – настройка режима. Некоторые модели требуют вносить в базу данных сведения о проведенном времени в промежутках между поездками. Например, если водитель сел зав руль после сна, он должен указать, что с такого-то по такое-то время до работы он отдыхал.
- Затем выбирается режим поездки. Причем водитель может активизировать дополнительные настройки или параметры, которые будет анализировать оборудование.
- В стандартный набор устройства входит система оповещения о превышении скорости (после минуты непрерывного нарушения скоростного режима) и о нарушении допустимого срока непрерывного нахождения за рулем. На сегодняшний день этот срок составляет 4 часа.
- При данных нарушениях экран станет мерцать красным, а водитель услышит звуковой сигнал. Отключить его можно нажатием на любую кнопку тахографа (1 раз – выключить звук; 2 – мерцание экрана).
- После выключения зажигания устройство автоматически перейдет в режим сна.
- После работы сотрудник компании обязан извлечь персональную карту из оборудования. При проверке инспектор ГИБДД вправе потребовать показания с тахографа, поэтому каждая единица оснащена устройством распечатывания данных.
Видео: Работа с тахографом. Видеоинструкция для водителей
Требования законодательства
Как известно, оснащение машин данным оборудованием – это не прихоть руководства транспортных компаний и частников. Законодательство установило четки требования для лиц, занятых в этой сфере.
Тахографический контроль производится почти для всех лиц, занимающихся коммерческими перевозками. Итак, на какие машины устанавливается оборудование:
- на автобусы вместимостью от 8 сидений;
- грузовики от 3.5 до 15 тонн;
- машины для перевозки опасных грузов.
В России отсутствие тахографов на этих машинах дает сотруднику ГИБДД основания для штрафных санкций по 11.23 ст. КоАП:
- Должностному лицу фирмы-нарушителя грозит штраф от 5 до 10 тысяч.
- Водителю придется оплатить по квитанции от 1 до 3 тысяч.
- Юридическое лицо выплачивает 15-30 тысяч.
Необязательным аксессуаром могут считать тахограф водители или владельцы следующих видов транспорта:
- средств передвижения, используемых только для личных грузоперевозок;
- маршруток и других видов городского транспорта, включая совершающих пригородные рейсы;
- спецтранспорта (полиция, пожарные и др.);
Также исключение составляет:
- военная техника, не подлежащая контролю со стороны гражданских властей;
- бульдозеры, тракторы, машины коммунальных служб и подобная строительная техника;
- грузовики с пробегом более 30 лет, но только если они не используются в коммерческих перевозках;
- учебный автотранспорт.
Практика показала важность и целесообразность использования тахографа. Оснащенные системой машины реже разбиваются в авариях. Бортовой компьютер гарантирует соблюдение трудового режима и обязательного отдыха. При этом водители быстро разбираются в том, как работает электронный прибор.
Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить, что эта мера – не просто дополнительные расходы, а определенная гарантия правовой защиты водителя, а также способ предотвращения аварий.