Штраф за езду по обочине – это установленная ПДД санкция водителям, которые вопреки всем правилам и нормам безопасности нарушили дорожную разметку и продолжили движение в неустановленной части дороги. Каждый водитель по-своему аргументирует свое поведение: кто-то пытается доказать сотруднику ГИБДД о больших пробках, которые препятствуют движению, другие же оправдываются незнанием закона. В общем, сколько людей столько объяснений. Но общепринятые правила никто не отменял и за движение по обочине законом предусмотрены штрафные санкции, размер и обстоятельство назначения которых будет рассмотрено в этом материале.
Что такое обочина и кому разрешено движение по ней
Пункт 1.2 дает четкую интерпретацию понятия обочина. Итак, в соответствии с дорожным регламентом под обочиной закон предусматривает крайнюю проезжую часть автодороги, которая не предназначена для движения автомобиля. Отсюда водители, которые продолжают ехать по запрещенной полосе:
- Нарушают порядок расположения автомобилей.
- Увеличивают риск возникновения ДТП. Как правило, после объезда пробки, нарушитель пытается обратно втиснуться в общий поток. Иногда попытки перестроения приводят к аварии из-за неопытности самого нарушителя или проезжающих водителей.
- Создает дополнительную пробку.
Выезд на обочину без особой необходимости строго запрещен. Запрет установлен исключительно в интересах самого водителя и пешеходов, которые могут оказаться на обочине.
Согласно правилам из пункта 12.1. владелец автотранспорта может остановиться на обочине при неисправности автомобиля. При этом автомобиль должен располагаться с правой стороны. Разрешена ли остановка с левой стороны? Да, если:
- Дорога имеет однополосную разметку. При этом остановка разрешена только для грузового автотранспорта, чтобы водитель смог выгрузить груз.
- При одностороннем движении. Водитель должен перестроиться в крайний левый ряд и остановится, включив аварийный свет.
Кому разрешен проезд по обочине?
Некоторые водители транспортных средств по долгу службы могут останавливаться или продолжить движение по обочине. Это прерогатива отнесена гражданам, которые работают:
- в организации по ремонту автомобильных дорог;
- в ведомствах, которые занимаются периодическим обслуживанием дорожного полотна;
- водителям, которые доставляют груз на место обочины.
Пункты 24.2, 24.6, 24.7 и 25.5 расширили список допущенных лиц. К ним относятся:
- Велосипедисты. Закон разрешает двигаться по обочине, если дорога не оснащена специальной велосипедной дорожкой. При этом правило распространяется только в отношении лиц достигших 14-го возраста.
- Владельцам мопедов.
Во всех остальных случаях проезд, а также обгон по обочине запрещен.
Штраф за езду по обочине
При назначении меры наказания за езду в неустановленной части дороги (обочины) сотрудники дорожной инспекции руководствуются нормой из статьи 12.15 КоАП. Согласно этому правилу владелец автотранспорта, который намеренно вышел за проезжую часть и начал движение по ней, обязан выплатить штраф в сумме 1500 рублей.
Более серьезная санкция предусмотрена в отношении водителей, которые вышли на запрещенную часть дороги с левой стороны и начали езду по встречной обочине. В этом случаи водителю придется выплатить уже 5000 рублей.
В отдельных случаях инспектор может лишить прав на срок до 1 года. Как правило, к этой мере прибегают при повторном нарушении.
Чаще всего причиной проезда на обочину становиться попытка объехать пробки. Надо отметить, в большинстве случаев водителям удается ускользнуть от взора дорожного патруля. Именно поэтому с каждым годом увеличиваться количество сотрудников на загруженных магистралях.
Такие крупные мегаполисы, как Москва или Санкт-Петербург имеют множество загруженных дорожных развязок, где водителю нужно быть крайне бдительным при проезде на обочину. В качестве примера можно назвать МКАД. Кольцевая дорога столицы практически во всех местах оснащена камерами наблюдения, так что даже если инспектор не заметит нарушение, момента проезда отобразиться на мониторе.
К сожалению, жители МО, где уровень пробок не такой большой, как в центре столицы тоже часто нарушают правило из пункта 1.2. Отсюда можно сделать вывод о том, что пора ужесточить меру наказания за проезд в неположенной части дороги.
Заключение
Можно ли ездить по обочине? Нет. Осуществляя движение по не отведенной для проезда части дороги, водитель ставит под угрозу жизнь пешеходов, которым как раз-таки разрешено идти по обочине. Кроме этого, при попытке войти в привычную схему движения увеличивается риск возникновения ДТП в связи со сложностями маневрирования.