Что такое приватизация квартиры

В соответствии с российским законодательством, приватизация – это процесс перехода жилья в частные руки. Если квартира муниципальная, человек, который проживает в ней по договору социального найма, не может совершить с ней никаких операций: продать, подарить, завещать и т.д. Приватизировать допустимо, если жилье находится в государственной или муниципальной собственности. Разберемся, какие документы для приватизации квартиры необходимы.

Для чего нужна приватизация

Какие нужны документы для приватизации квартирыНесомненным преимуществом квартиры, отданной в частную собственность, является то, что хозяин волен поступать с ней по своему усмотрению. Так, приватизированную квартиру можно без проблем:

  • продавать;
  • сдавать в аренду;
  • дарить;
  • завещать;
  • закладывать (например, для взятия кредита).

Кроме того, собственнику жилья доступны и другие преимущества:

  • он может свободно прописывать и выписывать из квартиры людей;
  • выселить собственника из квартиры никто не вправе, даже при наличии существенной задолженности по квартплате;
  • без проблем осуществима перепланировка (если она не нарушает санитарные нормы);
  • пожилые люди могут использовать квартиру в качестве взноса для оформления договора ренты с пожизненным содержанием;
  • если дом переходит в фонд ветхого жилья, власти должны предоставить владельцу квартиры жилье аналогичной площади либо денежную компенсацию.

Недостатки процесса

Вместе с тем приватизация квартиры наделяет собственника не только правами, но и обязанностями по содержанию квартиры. Именно поэтому не все спешат завершить процесс, несмотря на ее преимущества. Так, к ее недостаткам можно отнести:

  • рост коммунальных услуг – собственник платит не только за свое жилье, но и за общедомовое имущество и капремонт;
  • необходимость оплачивать налог на недвижимость;
  • сложность впоследствии продать жилище – например, комнату в коммуналке или квартиру в очень старом доме, но который официально «не выработал ресурс»;
  • невозможность участвовать в госпрограмме по улучшению жилищных условий – она предусмотрена только для нанимателей, а не собственников жилья.

Кроме того, собственники жилья полностью отвечают за сохранность своей квартиры. Если, к примеру, в доме нанимателя произошел пожар или потоп, государство обеспечит его аналогичной жилплощадью. Собственник же на аналогичную помощь от государства рассчитывать не может. В таком случае его спасет только страховой полис.

Горячая линия с юристом.

Таким образом, недостатки приватизации жилья связаны с обязанностью собственника нести расходы по содержанию своего жилья самостоятельно, а также заботиться о нем. В случае же с социальным наймом государство частично берет эти заботы на себя. Взамен, конечно, у нанимателей не возникает никаких прав относительно их жилплощади.

Видео: Что нужно для приватизации квартиры

Виды приватизации жилого помещения

По числу участников

Приватизацию можно классифицировать по нескольким признакам. Так, по числу участвующих лиц можно выделить:

  • Долевую приватизацию. В этом случае всем участникам процесса выделяется равная доля в имуществе. Это довольно удобно, если членов семьи больше двух, либо если нанимателями квартиры являются не родственники, либо если будущие собственники не планируют впоследствии проживать вместе и хотят продать квартиру. В таком случае прибыль от продажи недвижимости будет поделена в соответствии с долями.
  • Общую приватизацию. Этот вариант подходит только для супругов. Недвижимость считается общим имуществом жильцов, и от нее невозможно отчуждать долю.

Важный момент: в приватизации должны участвовать все прописанные на жилплощади. Если кто-то из них отказывается от участия, то ему нужно оформить нотариально заверенный отказ. Кроме того, если кто-то из жильцов уже участвовать в приватизации по другому адресу, он теряет право приватизировать вторую жилплощадь.

Человек, отказавшийся (добровольно или вынуждено) от приватизации, не может быть выселен из квартиры, если он был прописан в ней на момент операции. Право пользования помещением за ним сохраняется.

По времени

В зависимости от времени, которое занимает процесс, можно выделить:

  • срочную;
  • не срочную.

Процесс сбора и подачи документов на приватизацию в обоих случаях идентичен, существенное различие заключено только в продолжительности оформления бумаг и, конечно, в цене. Не срочная приватизация занимает 3-4 месяца, реже – полгода, срочная завершается в пределах 2-3 недель, реже – месяца.

Перечень документов для приватизации

Перед началом приватизации нужно подготовить следующий список документов:

  • Документы для оформления приватизации квартиры с долгомкопии паспортов всех прописанных в квартире людей;
  • копии свидетельств о рождении всех детей до 14-ти лет;
  • копии свидетельств о смерти людей, ранее проживавших в квартире и прописанных в ней;
  • копии документов, свидетельствующих о смене имени, фамилии или отчества (например, свидетельство о заключении брака);
  • справка о том, что заявитель ранее не участвовал в приватизации;
  • документы, подтверждающие право проживания в квартире: ордер, договор соцнайма, выписка из распоряжения и т.д.;
  • технический паспорт квартиры;
  • справка о составе семьи (можно заказать расширенную выписку);
  • заверенный нотариусом отказ от участия в приватизации.

Скачать Заявление на приватизацию квартиры — Образец

Скачать Договор приватизации квартиры — Образец

Видео: Какие документы нужны для приватизации квартиры

Кто может приватизировать квартиру

Приватизировать можно только то жилье, которое предоставлено жильцу по договору социального найма. Проживающие с ним члены семьи имеют одинаковые права и обязанности, следовательно, и на приватизацию они могут рассчитывать. Главное условие – прописка и включение их в договор соцнайма.

Кто может приватизировать квартируСлужебную квартиру приватизировать нельзя. Оно предоставляется на временной основе лицам, работающим в государственных или муниципальных органов. При окончании службы оно может быть изъято. Однако в некоторых случаях (например, за выслугу лет) ее могут перевести в муниципальную, и ее жилец сможет оформить договор социального найма. Только после этого можно будет перейти к приватизации.

По закону, воспользоваться своим правом могут только те, кто прописан в квартире на постоянной основе. Несовершеннолетние, которых еще не успели зарегистрировать, тоже имеют на это право, и их интересы обязательно должны быть соблюдены.

Не могут получить долю:

  • зарегистрированные временно;
  • те, кто уже ранее участвовал в приватизации, но по другому адресу, будучи на тот момент прописан там.

Не лишаются права на приватизацию:

  • убывшие в длительную командировку или на учебу, в том числе за границу;
  • служащие в Вооруженных силах;
  • отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Чтобы человек по возвращению мог воспользоваться своим правом, следует составить заявление. Его срок действия не ограничен. Вернувшись, человек сможет дать ход заявлению и получить свою законную долю. Если же этого не сделать, то он имеет право обратиться в суд и добиться признания произведенной приватизации незаконной.

Этапы и процесс приватизации квартиры

  • Список документов для приватизации квартирыСобрать все необходимые документы, заручиться согласием (или отказом) на приватизацию всех людей, зарегистрированных в квартире.
  • Обратиться в БТИ для проведения обследования и оценки квартиры и узаконивания перепланировки (если она была проведена). Обычно это по времени занимает около месяца.
  • Если в сделке участвуют несовершеннолетние, нужно заручиться разрешением со стороны органов опеки. Обычно это происходит без проблем. Разрешение готовится примерно 2 недели.
  • В управляющей компании (ЖЭКе) нужно получить два документа: справку об отсутствии задолженности по квартплате и расширенную выписку. Они готовятся в течение 3-5 дней.
  • Необходимо обратиться в жилищный отдел администрации с заявлением на приватизацию. В процессе его подачи должны присутствовать все совершеннолетние жильца, а также представители несовершеннолетних (иногда бывает так, что интересы ребенка представляет человек, не прописанный в квартире, но именно он должен везде ставить свою подпись).
  • На основе поданных заявлений специалист изготовит договор, который должны подписать все заинтересованные лица.
  • С копией договора и всеми документами следует обратиться в Регистрационную палату или Многофункциональный центр. Не забудьте оплатить госпошлину за выдачу нового свидетельства – по 1000 рублей на каждого заявителя.
  • Новые документы будут готовы в течение 3-4 месяцев, при ускоренной приватизации – в течение 2-3 недель. При получении понадобятся паспорта собственников.
  • Полученные документы нужно будет отнести в БТИ для поставки квартиры на технический учет. Если квартира не внесена в кадастр – то и в Росреестр.

Видео: как приватизировать квартиру и что нужно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: