Приказ Минтранса №15 «Режим труда и отдыха водителей»

Режим труда и отдыха водителей является важным моментом в обеспечении безопасности дорожного движения, имеющего значение как при транспортировке грузов в пределах РФ, так и на междугородных перевозках. Чрезмерная концентрация внимания, требуемая при управлении такими транспортными средствами, усталость, которая сказывается через определенное количество времени, проведенного за рулем, часто становятся причинами ДТП, приводящих к причинению ущерба имуществу и гибели участников ДД, пешеходов. В связи с этим на международном уровне при помощи специальных устройств – тахографов осуществляется контроль соблюдения графика управления грузовыми автомобилями.

Скачать Приказ Минтранса РФ N 15 с последними изменениями «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

Горячая линия с юристом.

Существующие нормы режима работы

Существующие нормы режима работыСуществующие правила режима труда и отдыха водителей международников предполагают разработку и утверждение графиков, которые должны учитывать нормы и требования законодательных норм РФ. В частности, необходимо опираться на требования приказа Минтранса №15, а также правила перевозок грузов, действующих на международном уровне.

График работы для водителей-международников составляется их непосредственными руководителями и впоследствии доводится до ведома подчиненных. В случае оформления такого графика, предоставления его водителям, осуществления достаточного контроля со стороны должностных лиц, ответственность за несоблюдение уже будет лежать полностью на работниках, нарушивших установленные требования и нормы разработанного для них режима труда и отдыха.

В большинстве случаев графики отдыха и работы составляются с периодичностью один раз на следующий месяц и в них подробно указывается режим начала и окончания смены с отражением времени, которое отводится на промежуточный отдых, питание, а также перерывы между продолжительными периодами. Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законодательными нормами, рабочее время, которое водитель будет проводить непосредственно за рулем, может быть несколько увеличено, но при наличии действительных оснований для такого действия.

Способы учета времени

Учет времени работы, который применяется в отношении водителей, выполняющих перевозку на грузовых транспортных средствах, может существовать в двух возможных вариациях:

  • Ежедневный – в данном случае на каждые сутки установлен отдельный график. Как показывает практика, применять его для водителя международника не совсем удобно, поскольку тут невозможно учитывать сторонние факторы, которые присутствуют при таких видах перевозок (удаленность стоянок, простой на таможне и т.д.);
  • Суммированный учет времени. В таком случае длительность рабочих дней на протяжении определенного периода может несколько отличаться, но в целом общее количество часов за календарный месяц не должно превышать установленные нормы. Такой способ составления графика является наиболее удобным при выполнении грузовых перевозок, особенно тех, которые относятся к международным.

Факторы, которые учитываются при составлении графика водителя грузового ТС

Факторы, которые учитываются при составлении графика водителя грузового ТССоставляя график рабочего времени, работодатель водителя должен учитывать следующие операции и действия, которые работник выполняет в процессе рабочего дня:

  • Непосредственное управление транспортным средством;
  • Остановки для отдыха на короткое время;
  • Отдых по прибытию в пункт следования;
  • Выполнение обязательных работ перед поездками и после них, касающиеся технического состояния машины и проверки исправности механизмов;
  • Прохождение медицинского осмотра, который должен осуществляться перед выходом водителя в рейс;
  • Стоянки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
  • Простои, причиной которых не будет вина водителя;
  • Проведение работ, которые будут связаны с устранением поломок или мелких неисправностей, препятствующих дальнейшему выполнению движения для перевозки груза. Такие работы могут осуществляться как на специальных станциях обслуживания, так и производиться самостоятельно, в зависимости от причины поломки и места, где это произошло;
  • Охрана грузов и транспортного средства, как на промежуточных остановках, так и на конечных пунктах;
  • Присутствие водителя в салоне ТС во время движения (если грузовым транспортом осуществляют управление два лица);
  • Прочие действия, которые может выполнять водитель ТС на протяжении пути следования для перевозки груза и простоя.

Таким образом, разработанный график должен учитывать все факторы, имеющие место при выполнении операций по перевозке грузов. К примеру, если у водителя установлен рабочий день на протяжении 8 часов, то он должен включать в себя операции, которые будут осуществляться при его участии – погрузка, прохождение медицинского осмотра, перевозка, проведение ремонта и т.д.

Разумеется, соблюдение такого графика для водителей, которые осуществляют перевозки на длительные расстояние не всегда представляется возможным. Некоторая корректировка может производиться, но она не должна идти вразрез у установленными правилами.

Нормы отдыха и работы

В соответствии с действующим регламентом ЕСТР к рабочему дню водителя и отдыха применяются следующие нормы, указанные в таблице:

Показатель Существующая норма, часов Возможное отклонение
Выполнение других видов работ (максимум) 13 Допускается до 15 часов не более 3 раз на протяжении 2 недель
Управление ТС и выполнение других видов работ (максимум) 6
Время управления ТС без перерыва, даже кратковременного (максимум) 4,5
Управление ТС в течение суток (максимум) 9 До 10 часов, но не больше, чем 2 раза за одну неделю
Управление ТС в течение 1 недели (максимум) 56 90 на протяжении 2 недель
Кратковременный перерыв (минимум) 45 минут 15 и 30 минут раздельно
Ежедневный отдых (минимум) 11 9 не более 3 раз в неделю
Еженедельный отдых (минимум) 45 Не менее 24

Особенности выполнения норм при наличии двух водителей

Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:

  • Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
  • При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
  • При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
  • Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
  • Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
  • Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться – 9 часов – только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
  • На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.

Особенности выполнения норм при наличии двух водителей

Видео: Режим труда и отдыха водителей

Ответственность за нарушение установленных норм

Ответственность за нарушение установленных нормВ случае нарушения установленных норм в соответствии с положениями закона, регламентирующими такие показатели, как водители, так и должностные лица, по чьей вине или недостаточному контролю было допущено подобное действие, могут быть привлечены к ответственности. Стоит отметить, что данная ответственность в случае обнаружения факта сотрудниками ГИБДД может быть административной, но если такое нарушение привело к причинению вреда имуществу или, что еще хуже, травмам или смерти одного или более лиц, то она уже может быть уголовной.

При привлечении к административной ответственности штраф за нарушение режима может быть следующим:

  • При управлении ТС без применения тахографа работники могут штрафоваться на сумму от 1000 до 3000 рублей, должностные лица и ИП – от 5000 до 10000 рублей;
  • При использовании тахографа, но параллельном нарушении установленного режима работы-отдыха от 1000 до 3000 рублей. Данный штраф может применяться только в отношении водителей ТС.

Водителям, которые задействованы в перевозке грузов на большие расстояния, стоит соблюдать подобные требования и режим, установленный работодателем с учетом законодательных норм и требований. Такое действие предотвратит необходимость оплаты штрафов и, что самое главное, позволит совершать движение без опасности потерять управление ТС по причине чрезмерной усталости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: