Бесплатная консультация юриста
Телефон юриста

Категории водительских прав: таблица и описание

Заветная «корочка» прав в кармане водителя заверяет о пройденном обучении, успешном тестировании и сдачи практики. Но главное — это «пропуск» обладателя документа в мир скорости и престижа, его допуск на дорогу за рулем авто. Какого? Об этом поведают отмеченные категории водительских прав. С 2014 года тут принципиальные изменения. Вокруг смысла правок в водительской среде много недопонимания и споров. Вносим ясность по нюансам нововведений.

Категории транспорта – основа В/У

Горячая линия

Москва

+7 (499) 350-80-61

Санк-Петербург

+7 (812) 309-17-81

Категории транспортаТипы автомототранспортных средств, на которые требуется право управления, установлены ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» (п.1 ст.25). Классификация основана на габаритах транспорта, разрешенной максимальной массе (РММ), числу посадочных мест, наличии прицепа.

В ноябре 2013 года приняты поправки в ФЗ 196, уравнявшие российскую классификацию ТС с Венской конвенцией о дорожном движении от 1968 года:

  • основные допуски разбили на подкатегории;
  • появилась новая M-категория;
  • допуск E в чистом виде заменили на несколько категорий (в марте 2011).

Изменения продиктованы многообразием типов и модификаций транспортных средств (ТС), конструкции систем управления. К этому времени в МВД приурочили ведение водительских прав нового образца. Форма документа утверждена Приказом МВД № 365 от 09.01.14.

Главные изменения коснулись обратной стороны с таблицей типов допуска. Рядом с латинским обозначением расположены пиктограммы транспорта. Слева наносится штрих-код размером 10х42 мм для автоматизированного учета. В разделе открытой категории ставится надпись «разрешено», дата получения и завершение действия.

Категории и подкатегории В/У на 2017 год

Существующие категории представлены основными, дополнительными и специальными допусками. Они характеризуют не документ, а тип транспорта, который будет водить обладатель «корочки».

Таблица с описанием категорий и подкатегорий водительских прав

Категория ВУ Описание разрешенных типов ТС
A1 облегченные мотоциклы до 125 куб3
A мотоциклы с двигателем мощнее 125 см3
B
  • легковые авто с РММ до 3500 кг;
  • пассажирские малотоннажки, вмещающие до 8 пассажиров
B1 трициклы, квадрициклы
C грузовые авто с РММ свыше 3,5 т
C1 облегченные грузовики с РММ до 7,5 т
D автобусы с числом сидячих мест свыше 16, исключая водительское
D1 малые автобусы с 8-16 пассажирскими местами
BE ТС категории B с прицепами свыше 750 кг
CE Любой грузовой транспорт с прицепом более 750 кг
C1E легкие грузовики с прицепом свыше 750 кг
DE пассажирский автобус с тяжелым прицепом
D1E малые автобусы с прицепами свыше 750 кг
M мопеды, облегченные квадрициклы с двигателем до 50 кубов
Tm трамвай
Tb троллейбус

Подкатегории входят в основные допуски, их принадлежность легко определить по первому символу обозначения. Открывая основной допуск, водитель получает право на соответствующую подкатегорию (кроме C1E, D1E). Специальные допуски являются самостоятельными типами.

Трамваи и троллейбусы определены в отдельный класс. До этого возможность управления общественным транспортом проставлялась в особых отметках.

Расшифровка категорий/подкатегорий

Новые категории водительских прав охватывают как привычный транспорт, так и авто, появившиеся на дорогах совсем недавно. Об этом подробно.

Категории

  • Расшифровка категорий/подкатегорий«M» — мопеды, скутеры, легкие квадрициклы. Объем ДВС до 50 куб. см, максимальная скорость при оснащении любым типом двигателя — до 50 км/час. При наличии других категорий открывается автоматически, при желании можно получить M-допуск отдельно после обучения в автошколе.
  • «A» — мотоциклы снаряженной массой до 400 кг. Представлены в двух, трех или четырехколесном исполнении с боковым прицепом или без такового. Здесь же находятся трициклы и квадрициклы с мотоциклетной посадкой и рулем.
  • «B» — легковые авто с «максималкой» до 3,5тонн и количеством мест для пассажиров не больше 8. Иногда дополняются прицепами до 750 кг. Дополнительное снаряжение может быть тяжелее при условии суммированной массы состава до 3,5 тонны.
  • Категория «С» — объединяет все грузовые авто, РММ которых больше 3500 кг. Допускается оснащение прицепом до 750 кг. До изменений такие права в обиходе считались «профессиональными».
  • Категория «D». Обладателю водительского удостоверения позволяется водить пассажирские автобусы с числом посадочных мест свыше 8, исключая водительское кресло. Это вместительные городские автобусы или комфортабельный междугородний транспорт дальнего следования. ТС можно сцеплять с легкими прицепами.

Специальные допуски

Категории BE, CE, DE. Представлены автомобилем-тягачом основной классификации с прицепами массой больше 750 кг.

Подкатегории

  • «A1» включает облегченные мотоциклы. Рабочий объем ДВС не больше 125 см3, предельная мощность – 11 кВт.
  • «B1» — квадрициклы, квадроциклы, трициклы с автомобильным рулем и посадкой. В расшифровке всех категорий ФЗ 196 дорожные «новички» не охарактеризованы. На практике к «почти машинам» относят трех- и четырехколесные ТС, технически превосходящие тип «A», но не дотягивающие до B-категории.
  • C1 – легкие грузовики в пределах 7,5 тонн. Допускается сцепка с прицепами не тяжелее 750 кг.
  • D1— облегченные автобусы, в том числе с легкими прицепами. Сегодня маневренный пассажирский транспорт, способный разместить от 9 до 16 пассажиров, преобладает на городских и недальних районных маршрутах.
  • C1E, D1E – составы ТС с тягачом подкатегории C1/D1. Массивные прицепы выходят за рамки 750-киллограмового минимума, но не превышают вес авто без нагрузки. При этом РММ всего состава находится в пределах 12 тонн.

Ограничения на категории

Зависят от особенностей ТС и полученной квалификации. Распространяются на категорию/подкатегорию, где стоит отметка:

  • AT – вождение ограничено ТС, оборудованными коробкой автомат;
  • AS – водить разрешено квадрициклы/трициклы с автомобильным рулем или посадкой. Распространяется на подкатегорию B1;
  • MS – подкатегория B1 открыта на ТС с мотоциклетной посадкой или управлением;
  • ML – отметка запрещает вождение мопедов по мед. показаниям.

Когда человек обучался на «механике», он априори может сесть за руль ТС с АКПП. Обучение/экзаменация на ТС с автоматической трансмиссией ограничивает возможности вождения.

Замена старых прав и вождение авто «не своей» категории: нюансы

Замена старых правЕсли срок действия ВУ не истек, право управления действительно. Когда придет время нового документа, связанные с основными категориями допуски даются автоматически. Перенос водительских категорий выглядит следующим образом:

  • A – A, A1, B1 с MS;
  • B – B, B1 с AS;
  • C – C, C1;
  • D – D, D1;
  • E – в зависимости от разрешенного тягача старых прав откроют BE, CE, DE, C1E, D1E.

Для получения прав на большегрузы BE, CE, DE требуется годичный стаж на основном ТС. Допуск C1E, D1E открывается при 12-месячном стаже на C, D или C1, D1. При наличии разрешений A, B, C, D, E в новых водительских правах открываются все категории и подкатегории.

На практике стоит внимательно проверить прописанные разрешения, поскольку управление автомобилем, тип которого не соответствует открытым допускам ВУ, приравнивается к вождению без прав. Даже поездка на мопеде без получения «эмки» считается административным правонарушением, невзирая на скромные технические показатели транспорта. Штрафы «кусаются»:

  • от 5 до 15 тысяч рублей грозит водителю;
  • 30 тысяч заплатит собственник, если же «бесправный» оказался за рулем с его согласия.

Расширяют перечень допусков в автошколе: ФЗ 196 запретил самоподготовку. Сегодня у каждой категории/ подкатегории свое назначение, поэтому водителю нужно точно знать, какими видами АМТС ему разрешено управлять, а какие предстоит получить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Нажимая кнопку «Отправить комментарий», я принимаю и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта