Как рассчитать класс бонус-малус (КБМ) по ОСАГО

На рынке финансовых услуг существует множество страховых компаний, предлагающих автострахование своим клиентам. Их цена у многих страховщиков может значительно отличаться, в том числе и за счет установленных наценкой самих фирм. Исключение – ОСАГО, стоимость которого устанавливается на государственном уровне и формируется за счет многих критериев. Одним из спорных вопросов, который волнует многих водителей, является алгоритм расчета коэффициента бонуса малуса, также влияющего на цену автогражданки. Поэтому далее представлен ответ на такой вопрос: как можно самостоятельно рассчитать КБМ по ОСАГО, чтобы проверить действия страхового агента.

КБМ: сущность и алгоритм расчета

Горячая линия с юристом.

Сущность и алгоритм расчета КБМКБМ – это аббревиатура, расшифровка — коэффициент бонус малус. Является одним из составляющих при расчете стоимости самого полиса ОСАГО. Он не зависит от технических характеристик самого транспортного средства, а полностью зависит от аварийной истории водителя за прошедший период действия страховки. Главная цель введения такого показателя в сам расчет со стороны правительства РФ – это поощрение тех водителей, которые не попадают в дорожно-транспортные происшествия и соблюдают все правила дорожного движения.

Класс бонуса малуса зависит, в первую очередь, от класса водителя, который присваивается субъекту. Так, если человек впервые приобретает ОСАГО, то ему вне зависимости от других факторов присваивают 3 класс, ему соответствует КБМ, равное 1. Если за период действия годового полиса человек не попал в аварию по своей вине и по самому ОСАГО не было выплат, то он автоматически получает скидку в 5 процентов. При покупке нового ОСАГО КБМ будет уже не 1, а 0,95. И так ежегодно, например, на следующий год 0,9, а через два года 0,85. Но пороговый размер скидки не может быть больше 50%, поэтому минимальное значение КБМ – 0,5 (скидка составляет 50%)

Если же в период действия ОСАГО произошло ДТП по вине водителя, то тогда рассчитать КБМ со скидкой будет невозможно, он, наоборот, будет повышен. Сама накопленная скидка также за все года будет потеряна лишь при одной аварии. Правда есть одно, но: такое повышение произойдет только в том случае, если пострадавший в аварии обратиться за выплатой компенсации в страховую компанию водителя – виновника аварии. Если же пострадавший решит все расходы взять на себя и не обратиться за компенсацией, то сам виновник не потеряет свою скидку по ОСАГО.

Таблица классов и КБМ

Рассчитать такой бонус малус можно самостоятельно и с помощью специальных калькуляторов в онлайн режиме, которые представлены на многих сайтах. Также можно проверить уровень аварийности за прошедший период с помощью АИС РСА. А можно воспользоваться представленной далее таблицей.

Класс водителя вначале подписания ОСАГО КБМ Класс водителя по окончанию действия ОСАГО
0 компенсаций 1 2 3 4
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 1 7 3 1 М

Рассчитать скидку можно следующим образом: при первичной покупке ОСАГО водителю присваивают класс 3, которому соответствует КБМ 1 (видно по таблице). Если в течение года он не попал в ДТП и не было осуществлено ни одной выплаты, то тогда к концу действия он уже имеет класс 4. В свою очередь 4 соответствует КБМ 0,95. И т.д.

Таким образом можно проверить корректность провидения расчета со стороны страховщика.

Видео: Как узнать коэффициент скидки на ОСАГО?

Досрочное расторжение

Коэффициент аварийности, именно так еще называют КБМ, при подписании нового договора учитывает уровень водительской дисциплины за прошлый период, если срок действия ОСАГО был не меньше года. Если же по каким-то причинам водитель разорвал страховой договор, даже за день до окончания действия полиса, то он автоматически лишается накопленной скидки за этот период.

При досрочном расторжении сделки и подписании новой в полисе будет учтен КМБ такой же, какой был и в предыдущем, без накопления скидки.

Досрочное расторжение полиса ОСАГОПример расчета: Водитель Петренко К.С. имел ОСАГО, где ему был присвоен 4-й класс водителя и соответственно КБМ был равен 0,95.  По полису в течение его действия никаких выплат осуществлено не было, но при этом сам договор был расторгнут водителем за 3 дня до окончания действия. Какой коэффициент будет использован при приобретении нового ОСАГО?

Ответ: По действующему законодательству КМБ будет таким же, как и в предыдущем договоре – 0,95, скидка не будет накоплена за счет предварительного расторжения.

Но для физических лиц, которые за время действия ОСАГО стали нарушителями и попали в аварию, действуют другие правила – для таких водителей даже при досрочном расторжении будет учтен случай ДТП при приобретении нового полиса.

Пример: По полису Иваненко П.В. был присвоен 4-й класс водителя и соответственно коэффициент бонус малус по ОСАГО 0,95.  В результате действий Иванова П.В. произошла авария, была осуществлена выплата. Договор при этом по заявлению водителя был расторгнут. Какой КБМ будет прописан в следующем ОСАГО?

Ответ: поскольку была осуществлена выплата, то факт досрочного расторжения по законодательству при расчете нового ОСАГО не учитывается, а сам коэффициент повышается. На следующий год он будет составлять 1,4, что присваивается 2 классу водителей.

Документ о езде без аварий

Документ о езде без аварийЛицо имеет полное право получить документ о том, что весь предшествующий период по ОСАГО он ездил без аварий. Такую справку он может получить у страховщика только в том случае, если договор уже закончил свое действие и только по заранее поданному заявлению. Заявление о том, что необходима справка, водитель должен подать в компанию за 5 дней до окончания действия полиса.

Но у многих водителей возникает вполне логичный вопрос: можно ли такую справку предоставить в качестве основания для подписания нового ОСАГО в страховой компании, не используя базу РСА?

Ответ однозначный: нет, справка такого рода не учитывается, а сам расчет КБМ проводиться по базе РСА. Как отмечают представители многих страховщиков, если начать принимать во внимания такие справки, то можно получить такой результат как поддельные справки и мошенничество.

Но при этом важно понимать, что база РСА – это те данные, которые вносятся самими страховыми компаниями и РСА не наделено полномочиями по корректировки таких данных. Поэтому в случае несогласия с данными, представленными в базе, необходимо подписать новый ОСАГО с тем КБМ, который предлагают, но параллельно подать заявление в РСА. К заявлению необходимо приложить ксерокс водительского удостоверения, старого и нового полисов. Документы можно отправить по электронной почте, которую можно посмотреть на официальном сайте РСА, или по почте. Если будет положительный ответ, то тогда сумму страхового документа будет пересчитано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: